Лаг – устройство для измерения расстояния, пройденного судном. На кораблях, яхтах, как и на многих других малых судах, устанавливаются так называемые относительные лаги, т.е. лаги, определяющие расстояние, пройденное относительно воды. Наиболее популярны лаги, датчиком которых является крыльчатка, вращающаяся в потоке забортной воды под днищем судна. Частота вращения крыльчатки в виде электрических импульсов передается по кабелю в устройство электронной обработки и индикации. Кроме счетчиков пройденного расстояния все лаги имеют возможность определения и индикации текущего значения продольной составляющей скорости судна относительно воды. Погрешность работы лага не превышает 3-5% измеряемого параметра. Главной особенностью данного типа лагов является непостоянство поправки на разных скоростях хода судна.
Как правило, все лаги имеют два счетчика пройденного расстояния. Один из них ведет учет общего пройденного расстояния с момента монтажа прибора на яхте. Другой обнуляется при выключении питания и при нажатии кнопки сброса, давая возможность измерять длину отдельных отрезков пути. Кроме того, возможна индикация текущего значения скорости яхты относительно воды. В ночное время дисплей освещен встроенной подсветкой. Функции самых простых и недорогих лагов, таких как NASA Target или NASA Clipper, этим и ограничиваются.
Конструктивно лаги выполнены не требующими ухода. За несколько дней стоянки в марине на лопасть крыльчатки может усесться ракушка, и вертушка окажется заклиненной, что не позволит лагу работать в нормальном режиме. В этом случае под днищем протягивается шнур или снаряжается ныряльщик, который при нахождении яхты в дрейфе или на якоре произведет очистку вертушки.
Все датчики смонтированы в специальном клинкете и имеют возможность быть вынутыми внутрь корпуса яхты. Так как лаг установлен значительно ниже ватерлинии, при снятии датчика в лодку, находящуюся на плаву, стремится попасть неограниченное количество воды. Большинство клинкетов при этом необходимо заткнуть специальной пробкой. В конструкции некоторых клинкетов (Raymarine, B&G) предусмотрен лепесток, самозакрывающийся под напором воды при выемке датчика. В любом случае благоразумнее избегать манипуляций с датчиком лага до того, как лодка будет поднята из воды.
Относительный лаг может правильно считать скорость и пройденное расстояние только в том случае, если скорость потока, обтекающего корпус в месте установки датчика, соответствует скорости яхты относительно воды. Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность этого явления, поток воды, обтекающий корпус, замедляется силой трения. Кроме того, пропеллер обладает некоторым проскальзыванием в потоке и. наконец, яхта движется в воде далеко не всегда строго продольно своей диаметральной плоскости.